Задание 2 ЕГЭ по русскому языку

   Время чтения 3 минуты

Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

При выполнении Задания № 2 вам необходимо самостоятельно подобрать пропущенное слово или сочетание слов. Для верного выбора вам надо ориентироваться в употреблении:

1) союзов;

2) частиц;

3) наречий;

4) вводных слов и вводных конструкций.

При выборе правильного ответа вы получите один балл.

Прочитайте текст ещё раз целиком, проанализируйте предложение, в котором пропущено слово, и предыдущие предложения. Обратите внимание: пропущенное слово должно подчёркивать смысловые отношения между предложениями.

Примеры подобных смысловых отношений:

— Противопоставление (однако, но, наоборот, зато)

— Причина (потому что, так как, поскольку)

— Уточнение (так, именно, например)

— Следствие (поэтому, так что)

— Последовательность выражения мысли (во-первых, во-вторых, с одной стороны)

— Степень реальности (в самом деле, пожалуй)

Что часто встречается в тесте ЕГЭ

Частицы: даже, ведь, именно.

Союзы: но, зато, однако, потому что, так как, поскольку, так что, то есть.

Вводные слова и конструкции: кроме того, конечно, безусловно, наоборот, например, так, во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, кроме того, иными словами.

Наречия: там, тогда, так.

Разбор задания № 2.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…>, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

2. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное словосочетание.

В данном примере вторая часть второго предложения содержит информацию, которая конкретизирует мысль, содержащуюся в первой части. Здесь пропущено вводное словосочетание иными словами (или: другими словами / иначе говоря), которое призвано привлечь внимание слушателя при оформлении мысли другим способом.

(1) До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2) Ели из глиняных или деревянных мисок. (3) <…> усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Между предложениями 1-2 и 3 предложением устанавливаются смысловые отношения времени. В третьем предложении появляется значение «одновременного, постепенного развёртывания сопоставляемых ситуаций»: если до XIII века была одна ситуация, то в дальнейшем вместе с качественным изменением жизни произошли изменения и в использовании посуды. В данном случае правильным ответом будет подчинительный союз по мере того как.