Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
При выполнении Задания № 2 вам необходимо самостоятельно подобрать пропущенное слово или сочетание слов. Для верного выбора вам надо ориентироваться в употреблении:
1) союзов;
2) частиц;
3) наречий;
4) вводных слов и вводных конструкций.
При выборе правильного ответа вы получите один балл.
Прочитайте текст ещё раз целиком, проанализируйте предложение, в котором пропущено слово, и предыдущие предложения. Обратите внимание: пропущенное слово должно подчёркивать смысловые отношения между предложениями.
Примеры подобных смысловых отношений:
— Противопоставление (однако, но, наоборот, зато)
— Причина (потому что, так как, поскольку)
— Уточнение (так, именно, например)
— Следствие (поэтому, так что)
— Последовательность выражения мысли (во-первых, во-вторых, с одной стороны)
— Степень реальности (в самом деле, пожалуй)
Что часто встречается в тесте ЕГЭ
Частицы: даже, ведь, именно.
Союзы: но, зато, однако, потому что, так как, поскольку, так что, то есть.
Вводные слова и конструкции: кроме того, конечно, безусловно, наоборот, например, так, во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, кроме того, иными словами.
Наречия: там, тогда, так.
Разбор задания № 2.
1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…>, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
2. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное словосочетание.
В данном примере вторая часть второго предложения содержит информацию, которая конкретизирует мысль, содержащуюся в первой части. Здесь пропущено вводное словосочетание иными словами (или: другими словами / иначе говоря), которое призвано привлечь внимание слушателя при оформлении мысли другим способом.
(1) До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2) Ели из глиняных или деревянных мисок. (3) <…> усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Между предложениями 1-2 и 3 предложением устанавливаются смысловые отношения времени. В третьем предложении появляется значение «одновременного, постепенного развёртывания сопоставляемых ситуаций»: если до XIII века была одна ситуация, то в дальнейшем вместе с качественным изменением жизни произошли изменения и в использовании посуды. В данном случае правильным ответом будет подчинительный союз по мере того как.